Обязательно поделитесь с друзьями

воскресенье, 21 сентября 2025 г.

Законопроект против IT-суверенитета: почему инициатива Минцифры несет риски для всей отрасли?

Крупные IT-компании раскритиковали разработанные Министерством цифрового развития поправки в УК и УПК, криминализирующие использование ИИ.

Ассоциация больших данных, в которую входят «Яндекс», VK, «Сбер» и другие крупные IT-компании, выступила с критикой поправок Минцифры в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В ассоциации считают, что предлагаемые изменения могут привести к криминализации всей отрасли искусственного интеллекта (ИИ).

Согласно поправкам, за использование ИИ при совершении таких преступлений, как кража, вымогательство, мошенничество и умышленное нарушение работы информационных сетей, повлекшее утечку или уничтожение данных, будет грозить уголовная ответственность — штраф до 2 млн рублей или лишение свободы на срок до 15 лет.

Такое наказание предусмотрено во втором пакете мер по противодействию мошенничеству, который разработало Минцифры.

Законопроект дополняет ряд статей Уголовного кодекса — 158 (кража), 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) и 274 (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей) — новым квалифицирующим признаком: совершение преступления с применением ИИ-технологий.

Реактивное законотворчество: почему поправки в УК и УПК об ИИ опасны для бизнеса

Предлагаемые поправки представляют собой яркий пример непроработанного и реактивного законотворчества. Вместо точечного регулирования конкретных общественно опасных деяний (таких, как мошенничество с использованием дипфейков), в законопроекте используются чрезмерно широкие и абстрактные формулировки.

Подобный подход создает риски криминализации деятельности в сфере IT, кибербезопасности и разработки ИИ, ведет к произвольному правоприменению из-за размытых юридических определений, а также оказывает сдерживающее влияние («охлаждающий эффект») на технологическое развитие и инновации в одной из ключевых для страны отраслей.

Ключевые недостатки и последствия законопроекта:

Некорректное и устаревшее определение искусственного интеллекта. Законопроект определяет ИИ как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека. Это определение является абстрактным и под него подпадает практически любое современное программное обеспечение: алгоритмы рекомендаций в соцсетях, спам-фильтры, голосовые помощники, системы навигации.

Следуя логике авторов законопроекта, использование любого такого инструмента для совершения преступления автоматически становится отягчающим обстоятельством. Это неоправданно ужесточает наказание для огромного числа обычных правонарушений.

Правовая неопределенность. Из-за размытых формулировок правоохранительные органы и бизнес не смогут однозначно определить, что считается искусственным интеллектом по смыслу закона. Это неминуемо приведет к противоречивой правоприменительной практике.

Криминализация инструмента, а не деяния. Законопроект вводит отягчающее обстоятельство по факту использования ИИ, а не из-за повышенной общественной опасности конкретного деяния. Технология сама по себе является инструментом. Например, нож можно использовать для приготовления пищи, а можно — для причинения вреда. Закон запрещает не ножи, а убийства. Аналогично, должно быть криминализовано не использование ИИ, а конкретное противоправное действие (мошенничество, вымогательство, несанкционированный доступ), совершенное с его помощью.

Формирование негативного отношения к технологии. Такой подход создает в обществе представление об ИИ как о «криминальном» инструменте, что тормозит его внедрение, развитие и подрывает конкурентоспособность страны в этой сфере.

Угроза для кибербезопасности. Формулировки статей УК написаны так, что под них может подпадать деятельность специалистов по кибербезопасности. Речь идет, например, о специалистах, которые ищут утечки данных в открытых источниках и даркнете для защиты клиентов.

Таким образом, компании и эксперты, чья прямая обязанность — защита от кибератак, сами рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за «несанкционированный доступ». Без их работы инфраструктура государства и бизнеса становится значительно уязвимее.

Подробнее о законопроекте Минцифры в публикации Уголовный кодекс для ИИ: в чем опасность законопроекта Минцифры?

Вас также может заинтересовать:

Презумпция виновности: указания ЦБ изменят отношения банков с клиентами

Реестр или штраф: новое обязательное правило для всех отелей

Фискальный удар: снижение порога НДС — риски для бизнеса и экономики

Переходите по ссылкам, делитесь публикациями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вас также может заинтересовать