Вправе ли маркетплейс удерживать штрафы за манипулирование рейтингами товара и продавца, а также за фиктивные сделки?
По общему правилу отношения маркетплейсов и продавцов товара регулируются агентским договором. Определение агентского договора закреплено в статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что агент (в данном случае – маркетплейс) обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала (продавца) юридические и иные действия от своего имени, но за счет продавца либо от имени и за его счет.
В силу положений указанного кодекса по агентскому договору маркетплейс обязан представлять продавцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Если иное не предусмотрено агентским договором, к отчету маркетплейса должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных маркетплейсом за счет продавца.
Продавец, имеющий возражения по отчету маркетплейса, должен сообщить о них маркетплейсу в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым продавцом.
Действия и сделки, направленные на манипулирование рейтингами товара и продавца
По правилам гражданского законодательства договор может быть заключен посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В рассматриваемом случае на продавца возложена обязанность не совершать действия и сделки, направленные на манипулирование рейтингами товара и продавца, а также иные фиктивные сделки. При выявлении указанных нарушений маркетплейс имеет право удержать с продавца возникшие убытки.
Маркетплейс при удержании штрафа обязан представить доказательства, из которых с очевидностью следует, что именно продавец совершал действия или сделки, направленные на манипулирование рейтингами товара и продавца.
Гражданский кодекс не содержит определения фиктивной сделки. В указанном кодексе дано лишь определение мнимой сделки. Таковой признается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Указанные сделки ничтожны.
Согласно положениям вышеназванного кодекса, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях – иное лицо.
Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно. В частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Если маркетплейс содействовал совершению «фиктивных» сделок, отправлял товары покупателям и получал за это вознаграждение, он не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором знал или должен был знать.
Исполнение маркетплейсом таких сделок, а также расчеты маркетплейса с продавцом за проданный товар свидетельствуют о том, что маркетплейс признавал совершенные сделки правомерными.
Подробнее об удержании штрафов с продавцов маркетплейсами читайте Штраф за манипулирование на маркетплейсе рейтингами товара и продавца.
Вас также может заинтересовать:
Взыскание с маркетплейса убытков, причиненных утратой товара
Возмещение убытков за блокировку маркетплейсом личного кабинета продавца
Маркетплейс заплатит проценты за пользование денежными средствами
Переходите по ссылкам, делитесь публикациями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!
Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий