Обязательно поделитесь с друзьями

понедельник, 15 апреля 2024 г.

Авторские права: дипфейк с актером Киану Ривзом признали объектом авторского права

Арбитражный апелляционный суд подтвердил решение о признании дипфейка объектом авторского права.

Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил решение о признании дипфейк-видео с актером Киану Ривзом объектом авторского права. Спор возник в связи с обращением юридического лица, являющегося правообладателем видеоролика, в арбитражный суд с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на указанный видеоролик в размере 500 тыс. рублей.

По сюжету видеоролика Киану Ривз перед выходом из квартиры, несколько раз проверяет, выключил ли он утюг, а в итоге уходит из дома с утюгом в руке. Для создания этого ролика была использована технология дипфейк (deepfake). Указанный термин образован от «глубинное обучение» (англ. deep learning) и «подделка» (англ. fake).

В обоснование исковых требований правообладатель указал, что был выявлен факт незаконного использования ответчиком в сети «Интернет» указанного видеоролика. При этом правообладателем не заключалось соглашение о праве ответчика использовать указанный видеоролик и не выражалось иным образом согласие на его использование.

Правообладатели могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.

Видеоролики, созданные по технологии дипфейк, являются объектами авторского права

Ответчик возражал против удовлетворения иска, утверждая, что созданный видеоролик не является объектом авторского права по причине использования технологии дипфейк. Указанный довод был отклонен судом, поскольку технология deepfake является дополнительным инструментом обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способом их создания.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (со звуковым сопровождением или без него) и предназначено для зрительного и слухового (в случае звукового сопровождения) восприятия с помощью соответствующих технических средств.

Спорный видеоролик был создан группой авторов: сценаристом, видеооператором (оператор-постановщик), моушн-дизайнером, актером. Лица, которые написали сценарий видеоролика, провели видеосъемку и его аудиосопровождение, внесли личный творческий вклад в создание видеоролика и признаются авторами ролика.

Каждый автор произведения, являющегося составной частью аудиовизуального произведения, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение. Исключение составляют случаи, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

По мнению суда, тот факт, что видеоролик был смонтирован с использованием технологии дипфейк, не свидетельствует о том, что видеоролик доступен для свободного использования. 

Ответчик также заявлял о завышенном размере компенсации. По требованиям о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей суд устанавливает сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше требования, заявленного истцом.

Суд, исходя из характера нарушения, фактических обстоятельств дела, степени вины, а также, исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения, удовлетворил исковые требования правообладателя в полном объеме.

Подробнее об авторских правах на видеоролики, созданные с помощью технологии deepfake, читайте Дипфейк-видео с Киану Ривзом признали объектом авторского права.

Вас также может заинтересовать:

Арбитражные суды снизили компенсацию владельцу товарного знака Zinger

Как расторгнуть договор франчайзинга и вернуть деньги за франшизу

Копирование фирменного стиля после окончания коммерческой концессии

Переходите по ссылкам, делитесь публикациями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вас также может заинтересовать