Обязательно поделитесь с друзьями

воскресенье, 25 февраля 2024 г.

Права потребителя: когда покупатель должен заплатить за разбитый в магазине товар?

Должен ли покупатель возмещать стоимость товара, если товар разбился из-за узких проходов в торговом зале?

В соответствии с гражданским законодательством по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара.

При этом риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Переход такого риска на покупателя происходит после того, как продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю по договору купли-продажи.

Это означает, что до момента оплаты товара покупателем и получения им чека от продавца, собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара.

Обязанность возместить причиненный вред, ширина проходов в торговом зале

По общему правилу, установленному в статье 1064 Гражданского кодекса, вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред другой стороне, несет деликтную ответственность. Наступление такой ответственности зависит от наличия следующих обязательных условий:

  • противоправное поведение причинителя вреда;
  • причинно-следственная связь между противоправными действиями и причиненным вредом;
  • вина причинителя вреда.

Для возмещения вреда  необходимо наличие всех вышеперечисленных условий.

Из приведенной нормы следует, что если покупатель разбил, например, бутылку вина в магазине, причинив тем самым ущерб юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то он обязан его возместить. Но только в том случае, если в этом имеется вина покупателя.

В силу пункта 2 вышеуказанной нормы покупатель освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом бремя доказывания отсутствия вины лежит на покупателе.

Согласно ГОСТ 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров.

Ширина проходов в торговом зале установлена сводом правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Причем, чем больше торговая площадь торгового зала магазина, тем шире должны быть проходы:

  • 1,2 м – при торговой площади до 100 кв. м;
  • 1,6 м – при торговой площади от 101 до 150 кв. м;
  • 2 м – при торговой площади от 151 до 400 кв. м;
  • 2,5 м – при торговой площади от 401 кв. м и более.

Таким образом, если причиной причинения вреда послужили проходы в торговом зале, которые не соответствуют установленным требованиям, или же эти проходы были заставлены коробками с товаром, то вина покупателя в причиненном ущербе отсутствует.

Подробнее об ответственности покупателя за причиненный ущерб  читайте Возмещение стоимости разбитого товара в торговом зале магазина.

Вас также может заинтересовать:

Возврат товара без чека в магазин – что нужно знать покупателю?

Досудебный порядок урегулирования споров с потребителями

Книга отзывов и предложений – обязаны ли продавцы предоставлять?

Переходите по ссылкам, делитесь публикациями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вас также может заинтересовать