Когда закупки у единственного поставщика могут признать дроблением для формального соблюдения, установленных законом ограничений?
Общие принципы закупки товаров, работ и услуг и основные требования к таким закупкам отдельными видами юридических лиц предусмотрены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с указанным законом для создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Эти цели достигаются, в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Конкурентные и неконкурентные закупки, закупка у единственного поставщика
Закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться конкурентными и неконкурентными способами.
Конкурентные закупки осуществляются путем проведения конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукциона (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запроса котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запроса предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) и иными способами.
К неконкурентным способам относится закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Заказчики вправе самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке.
В обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.05.2018, разъяснено, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
Выбор способа закупки являются безусловным правом заказчика, однако это право должно реализовываться заказчиком с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.
Закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без проведения торгов (конкурса, аукциона) приводят к дискриминации и ограничению конкуренции, а, следовательно, являются неправомерными.
Подробнее о дроблении закупок с целью обхода закона читайте Закупки у единственного поставщика – когда признают дроблением?
Вас также может заинтересовать:
Включение в реестр недобросовестных поставщиков по окончании контракта
Неустойку по госконтракту за нарушение сроков исполнения обязаны списать
Ответственность заказчика за нарушение срока оплаты контракта
Переходите по ссылкам, делитесь публикациями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!
Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий